Сведения об образовательной организации
Основное общее
1.
Пояснительная записка
Основная образовательная
программа основного общего образования муниципального казенного
общеобразовательного учреждения МБОУ «Акушинская СОШ №3». (далее ООП ООО) разработана на основе примерной
образовательной программы основного общего образования (автор
член-корреспондент РАО А. М. Кондаков) в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта основного общего
образования. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание
и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования
и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и
самосовершенствование учащихся, обеспечивающие их социальную успешность,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
· Закон РФ «Об образовании»;
·
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10,
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта
2011 года №19993);
·
Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования (в ред. приказов Минобрнауки
РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 №
889
· Федеральная
целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (одобрена 11 ноября
2011 г. на заседании президиума правительства РФ);
·
Устав школы
·
Локальные акты школы.
Цель Программы — создание условий для формирования
у обучающихся способности к осуществлению ответственного выбора собственной
индивидуальной образовательной траектории через организацию
учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода, развитие
образовательной среды, формирующей разностороннюю личность, подготовленную к
дальнейшему образованию и самореализации.
Задачи:
1. Усвоение обучающимися обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ на основе требований государственных
образовательных стандартов.
4. Повышение мотивации обучения школьников через активизацию
познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей.
5. Развитие у обучающихся способность к исследовательской деятельности,
самостоятельному достижению поставленной цели на основе применения проектной
деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного
образования.
6. Формирование духовно-развитой, творчески одаренной личности школьника
на основе современных технологий воспитания, интеграции усилий школы, семьи и
общественности.
7. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и
безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия через
систему работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных
привычек, создание комфортной и безопасной среды обучения.
ООП ООО является преемственной по отношению к основной образовательной
программе начального общего образования.
Программа формируется с учётом
психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий,
характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом
как учебной общностью и под руководством учителя, к новой внутренней позиции
обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск,
постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных
и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 14—15
лет) качественного преобразования
учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной
постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности
проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов
во временнóй перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который
ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности
взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации
кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в
отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества
от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной
исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу
совпадает с предкритической фазой развития ребёнка (11—13 лет, 5—7 классы) — началом перехода от детства к взрослости,
при котором центральным и специфическим новообразованием
в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что
он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости,
а также внутренней переориентацией
подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы
поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития
(14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется рядом следующих
психолого-физиологических изменений:
— бурным,
скачкообразным характером развития, появлением у подростка значительных
субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением
подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой
чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором
заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— обострённой
восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые
существуют в мире взрослых и в их отношениях;
— сложными
поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в
признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в
этом;
— ростом
информационных перегрузок, объёмов и способов получения информации (СМИ,
телевидение, Интернет).
Учёт особенностей
подросткового возраста, успешность и своевременность формирования
новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связано с
активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного
процесса и выбора условий и методик обучения.
Основными принципами построения программы являются:
- принцип целостности и вариативности, предполагающий построение
деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания
учащихся, гармоничного взаимодействия всех элементов основной образовательной
программы и дополнительных программ, на инвариантной основе единого
федерального образовательного пространства, дополняющейся региональной и
школьной вариативными составляющими;
- принцип дифференциации и индивидуализации, направленный на создание
условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника.
- принцип непрерывности и преемственности образования, представляющий
образование как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на
предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;
- принцип комплексности, заключающийся в единстве воздействия на
сознание и поведение обучающихся, включение их в разнообразные виды
деятельности, формирование интегративных качеств личности, взаимосвязь общего и
дополнительного образования и самостоятельной деятельности.
Основными подходами к формированию ООП ООО
является организация образовательной деятельности, сформулированному в
национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и ФКГОС ООО.
В основе реализации основной
образовательной программы школы лежит системно-
деятельностный подход, который наиболее эффективно
обеспечивает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога
культур и уважения его
многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего
образования социальной среды
развития учащихся в системе образования, переход к
стратегии социального проектирования
и конструирования на основе разработки содержания и
технологий образования,
определяющих пути и способы достижения желаемого
уровня (результата) личностного и
познавательного развития учащихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата
образования — развитие на
основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира личности
учащегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
— признание решающей роли содержания образования,
способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества
в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
— учѐт индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей
учащихся, роли, значения видов деятельности и форм
общения при построении
образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
и индивидуального
развития каждого учащегося, в том числе одарѐнных
детей, детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Программа адресована учащимся 5-9-х классов, их родителям
(законным представителям), педагогам, руководству школы с целью информирования
о содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по
достижению каждым учащимся образовательных результатов, координации
деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам
и условиям освоения учащимися основной образовательной программы, регулирования
взаимоотношений участников образовательного процесса (педагогов, учеников,
родителей (законных представителей), администрации).
Нормативный срок освоения ООП ООО – 5 лет.
Предполагаемый результат реализации основной
образовательной программы:
- созданная школьная система образования - гуманистическая, личностно
ориентированная, основанная на нравственных ценностях, удовлетворяющая
культурно-образовательные запросы личности и социума в целом;
- образ выпускника школы - творчески мыслящий, профессионально
ориентированный, способный к самоопределению и самореализации выпускник,
компетентный в сфере:
- гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина,
избирателя, потребителя и иных ролей);
- социально-трудовой деятельности, умеющий анализировать ситуацию на
рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности,
ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, владеющий навыками
самоорганизации;
- бытовой деятельности, включая аспекты собственного здоровья, семейного
бытия и проч.;
- культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов
использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования
Реализация основной образовательной программы
основного общего образования опирается на базовые достижения младшего школьного
возраста, которые определяются по результатам успешного овладения предметами
образовательной программы в начальной школе; по успешным результатам аттестации
за курс начальной школы и рекомендациями психолого-педагогической службы
сопровождения.
В ходе изучения учебных предметов у выпускников
основной школы будут заложены основы формально-логического интеллекта,
творческого мышления, рефлексии, что будет способствовать развитию
познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям),
расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей за
пределы учебной деятельности в сферу самосознания, формированию способности к
целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию
собственной учебной деятельности.
Учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как
особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности. На практическом уровне в ходе реализации исходного замысла овладеют
умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том
числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных
решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований
учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом
научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе
мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности,
осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе
освоения системы научных понятий у выпускников основной школы будут заложены:
потребность вникать в
суть изучаемых проблем; ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный,
социальный, исторический жизненный опыт;
основы критического
отношения к знанию, к жизненному опыту;
основы ценностных
суждений и оценок;
основы понимания принципиальной ограниченности
знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных
социокультурных сред и эпох.
У обучающихся, получивших основное общее образование,
будут сформированы следующие личностные и предметные результаты:
Личностные результаты
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного
и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и
зависимостей.
Участие в проектной деятельности, в
организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез,
осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет,
если…»).
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.